Практика присвоения питомцам духовных училищ искусственно изобретаемых фамилий появилась в Российской Империи со времени правления Петра I, когда церковь была причислена к государственным институтам, и к XIX веку была уже широко распространена. Искусственные фамилии давались не только бесфамильным, но и тем, кто имел недостаточно благозвучное для священнослужителя родовое имя, так как считалось, что оное должно поддерживать авторитет духовного лица.
Часто, если у семинариста уже была фамилия, ее облагораживали: переводили на латынь, меняли окончание с «-ов» или «-ин» на «-ский», «-цкий». В среде русского духовенства были очень популярны фамилии, запечатляющие евангельские сюжеты: Рождественский, Преображенский, Голгофский и т.п. Уже существующую фамилию типа Евсеев или Евсин могли «дорастить» до Гефсиманский — в память о Гефсиманской молитве. Фамилия Евсиманский могла быть образована и от названия знаменитых скитов Евсиманских в Троицко-Сергиевой лавре или в Оптиной пустыни.
Таким образом, фамилия Евсманская имеет свою историю образования.
Ее основатель был сыном Евсея. Каноническое имя его отца, в переводе с древнегреческого (eusebes, вариант — Yehoshua) означающее «благочестивый», было дано ему при крещении в один из семнадцати дней, когда церковь отмечала дни памяти святых мучеников с именем Евсевий.
Преобразовавшись из «Евсеева» в «Гефсиманского» или на русский лад — в «Евсиманского», фамилия вобрала в себя новые смыслы. Гефсимания (Gethsemane) — местечко возле Иерусалима, где до сих пор растут маслины, и куда любил уединяться Христос со своими учениками. Само название отражает греческое искажение еврейского — Гат-шманим (Gat Shmanim) и означает пресс для выдавливания масла. Здесь Христос после Тайной Вечери в ожидании предательства Иуды произносит Гефсиманскую молитву: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Образ масла используется в Библии как символ Святого духа, и можно сказать, что Гефсиманский сад — это то место, где сокрушается и претерпевает окончательное превращение дух Спасителя.
Последняя трансформация с фамилией произошла, видимо, в послереволюционный период, когда ее носители могли пострадать за происхождение своих предков: так была утрачена буква «и», и она превратилась в «Евсманскую».
Фамилия Чуль имеет древние корни и происходит из лексикона коренных народов Сибири.
На шорском и хакасском языке (тюркская группа языков алтайской семьи) слово «чул» означает маленькая речка, ручей. В русском произношении оно звучит мягко — «чуль». От этого слова произошло множество названий рек и основанных на них поселений. Например, название двух сибирских рек Чулым можно перевести как «большой ручей», а название реки и поселка в Якутии — Чульман происходит из родственной тунгусо-маньчжурской группы языков и по-эвенкийски означает «нефрит» — камень, издревле добывавшийся из речной гальки и валунов для изготовления орудий и украшений.
Речки, ручьи, без сомнения, играли важнейшую роль в жизни кочевых народов: на их берегах основывали стойбище, по ним ходили на лодках, в их водах ловили рыбу.
Возможно, изначально «Чуль» было личным именем основателя рода и было дано ему по обычаю шаманом племени. Именами у кочевых народов становились названия значимых в жизни племени явлений природы или предметов быта. Был и такой обычай: при появлении на свет новорожденного отец выходил из юрты, и название предмета, первым попавшегося ему на глаза, становилось именем ребенка. Личное имя прародителя перешло по наследству к потомкам и превратилось в современную фамилию.
Если имя пришло из древности — скорее всего, оно само образовалось от названия племени, родового союза, как было принято у кочевых народов, например, от названия улуса Чульжан, Усть-чуль и т.д., а стало фамильным именем после того, как родоначальник покинул сородичей — в инородной среде.
Если имя было получено во времена уже оседлого существования бывших кочевников, то, возможно, оно образовалось по усвоенным от русского народа обычаям: было дано как прозвище — за цвет глаз или за говорливость.
Источники:
- Большая Советская энциклопедия: в 30 т, М., 1970-1978;
- Глушков А.В. 100 рек Якутии. Якутск, 1996;
- Суперанская А.В. Ваше имя. М., 2001.
Однако само слово шьвьць, известное на Руси с XI века, восходит к корню индо-европейского протоязыка siu-i-o. Имя Шева встречается в библейских текстах.
Санскритский корень «шев», означающий движение, пришел на славянскую почву и дал начало множеству, в том числе забытых сегодня, слов. Например, словом шевелок (часть мельничного механизма) называли на Руси дерзкого зябияку. Шевляга — одно из популярных на Руси «конских» прозвищ, означало клячу, плохую лошаденку и было в ходу у дворянских родов: так, предок драматурга А.В Сухово-Кобылина звался Кобылой, его брат — Шевлягой, а сын — Жеребцом.
Слово швец ныне вышло из обихода, его сохранили народные поговорки: «Швец Данило, что ни шьет, то гнило!», «Не так швецу игла, как чарочка».
В древних источниках встречаем: Шевка, крестьянин, 1495; Тимош Шевко, белоцерковный казак, 1654.
Родственные фамилии — Шевкунов, Шевко, Швецов, Шевцов, Шевченко, Шевчук и др.
Фамильное окончание «-ун» характерно для украинских и белорусских фамилий, таких как Пискун, Шакун (крикун), Мильгун (кто моргает) и т.д. Из современников известен Шевкунов Анатолий Константинович (р. 1921) — Герой Советского Союза, летчик бомбардировочной авиации.
По верованиям древних прозвание, именование во многом определяет судьбу человека.
Протосмыслы звуков Ш, Е, В — вместе означают пронзающую душу силу, проникающую в ткань творения наподобие иглы мастера-швеца. Звуки К, У, Н — огонь, соединяющий глубины существа, прокаленная в огне игла, скрепляющая ткань бытия.
Толкование фамилии на основе мифологических символов ведет к двум древним образам: Шиве — Богу Зломудрости и Куну — Богу-Лебедю, покровителю небесных воинов. Символы этих двух богов — лебяжье или гусиное перо, гуси-лебеди, кони-комони.
В именовании Шевкун заложены две модели бытия и возможность выбора из них: мирный образ жизни летописца, собирателя мудрости предков, оборяющего зло (эта ветвь восходит к касте древнейших волхвов) или образ жизни куницы, охотника-добытчика, хищного и мудрого бизнеса, злом мудрости оборяющего чистоту лебяжьих намерений (каста древних воинов-всадников, скифов).