В период татаро-монгольского ига в 1245, 1257, 1259 и 1273, по требованию татарских ханов для определения размеров дани был произведен учет населения некоторых русских княжеств. Учитывались для обложения данью дома, или «дымы». Летописи древнейшего периода подчеркивают, что хотя татары и «изочтоша всю русскую землю», однако «не чтоша попов, черицев и кто служил святым церквам», т.е. ту категорию населения, которая была освобождена от взимания дани. В 1275 князь Василий Ярославский сам отвез дань в орду, татарские «численники» перестали приезжать на Русь для переписей населения, и учитывать население стали сами русские князья.
Писцовые книги
С конца 15 века сначала в Новгородской земле, а затем в повсюду в Московском государстве получает распространение новый вид учета – так называемое, сошное письмо. — это систематизированный свод сведений с указанием наличия на описываемых землях дворов и живущих в них людей по их состояниям. Этот вид учета оставил множество документов, древнейшим из которых являются Новгородские писцовые книги (конец 15 века). Писцовые описания выявляли только владельцев дворов. Единицей налогового обложения был земельный участок, производительно использовавшийся в хозяйстве, и учет населения носил поземельный характер.
Подворные переписи
В ХVII в. с развитием ремесел и торговли единицей налогообложения вместо земельного участка стал двор (т.е. хозяйство), и «переписи» превратились из поземельных в подворные. Они учитывали главным образом тягловое (платившее налоги) население. Подворный учет существовал в России чуть более полувека. Всего известно 4 подворных переписи. Первая была проведена Алексеем Михайловичем Романовым (1646-1647 гг.), последняя, так называемая Ландартская перепись, – Петром I в 1715 — 1717 гг.
Правительственный наказ ясно определил цели переписи 1646. «Как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, — говорилось в нем, — по тем переписным книгам крестьяне и бобыли, и их дети, и братья, и племянники будут крепки и без урочных лет… А которые люди, после той переписки, учнут беглых крестьян принимать и за собой держать, а вотчинники и помещики тех крестьян, по суду и по сыску и по тем переписным книгам, отдавать…».
Перепись 1646 года в отличие предыдущих писцовых описаний была прежде всего учетом населения. Переписчики записывали всех облагаемых податями лиц мужского пола, включая детей (последних – с указанием возраста). Результаты переписи сослужили тогда двойную службу – стали юридической основой для еще большего закрепощения крестьян и базой для взимания налогов. Следующая перепись была проведена в 1676-1678 годах.
Для проведения переписи в том или ином уезде туда направлялся писец и несколько его помощников – подьячих. Писец снабжался наказом – инструкцией о том, как проводить перепись. Кроме того, ему вручались «приправочные книги» — копии материалов предыдущих описаний местности, в которую направлялся писец. В качестве «приправочных» во время переписи 1676-1678 использовались, например, переписные книги 1646. Местный воевода обязан был содействовать переписчикам, прибывшим в его уезд, назначить им помощников из числа местного населения и обеспечить всем необходимым, начиная с продовольствия. В 20-е годы XVII века переписной комиссии полагалось, например, выдавать «по туше бараньей, по куренку, да луку, чесноку, яиц и масла в скоромный день, а в постный… где какая рыба лучится». Непосредственная работа переписчиков начиналась с того, что, приехав в станы и волости, в монастырские вотчины и поместья, они должны были «в тех вотчинах и поместьях… государев указ (о переписи) вычитать… чтоб дворяне и дети боярские и их приказчики и старосты и целовальники приносили к ним сказки…». «Сказками» в данном случае называли отчеты о численности крестьян в крепостнической вотчине или посадских людей на тяглом дворе.
Тяглое население, разумеется, пыталось уменьшить размер податей, которыми оно облагалось на основе результатов переписи. Для обмана переписчиков существовали различные способы, и они были хорошо известны, перечислялись в наказах писцам, но это мало помогало. Самый простой способ, позволявший «дворы жилые писать пустыми», заключался в том, что посадские люди на период переписи просто уходили к своим родственникам или вообще на время уезжали из города, оставляя двор пустым. Часто крестьян «из многих дворов в один переводили», огораживали два двора одной изгородью, а иногда просто скрывали дворы от переписчиков.
Перепись 1710 г., произведенная при Петре, носила черты подворной переписи, но была сделана попытка записывать оба пола. Получилось. что от переписи 1678 до переписи 1710 численность податных хозяйств сократилась на 19,5%. Петр отверг результаты переписи 1710, приказал принимать подати по книгам 1678 и произвести новую перепись в течение 1716 и 1717 . О переписи 1710 есть сайт: http://perepis1710.genealogia.ru/index.html.
Особенно информативна перепись 1716 года. Сказано, кто и когда умер, кто нетрудоспособен, где находятся члены семьи в момент переписи. Кроме того, данные сопоставляются с переписями 1678 и 1710 годов.
Сама перепись предопределяла резко отрицательное отношение со стороны населения и даже жесточайшие наказания за утайку не давали правительству желаемых результатов. Множество ошибок происходило из-за невежества и небрежности переписчиков, а также из-за взяток переписчикам за пропущенные дворы. С другой стороны, за недачу взятки пустые дворы записывались как жилые, были случаи пропусков целых деревень или одно и тоже село переписывалось дважды.
Ревизии (подушные переписи).
В начале ХVШ в. налоговая система претерпела новые изменения. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В соответствии с новой системой налогообложения была принята и новая форма учета населения — так называемые ревизии («подушные переписи»). Всего в России было проведено 10 ревизий.
Указ о проведении 1 ревизии издал Петр I 26 ноября 1718. Она началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 и продолжалась до 1727. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов. И все же ряд народов (башкиры, часть татар и др.) не был учтен. Кроме того, первоначально ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на украинцев, живших в русских губерниях. Правда, позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены другие формы учета населения (например, в Малороссии — «переписи», учитывавшие численность дворов и служащего казачества).
2 ревизия была произведена после опубликования указа от 16 декабря 1743: началась в 1744 и закончилась в 1747. Она, как и 1 ревизия, вновь не коснулась ряда народов (башкир, части татар, сибирских племен, лопарей). Не проводилась 2 ревизия и на территории Малороссии. Тем не менее 2 ревизия охватила некоторые категории населения, которые не были охвачены 1 ревизией. В частности, были учтены жители Ингерманландии (населенная финнами часть нынешней Ленинградской области), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также и иностранцы, принявшие православие. Сенатским указом от 22 марта 1746 предусматривалось, что отдельно должна регистрироваться этническая принадлежность учитываемого ревизией населения, при этом разрешалось при учете крещеных инородцев не указывать их этническую принадлежность.
Через 17 лет после начала второй ревизии было решено провести третью ревизию. На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность определялась путем удвоения числа, лиц мужского пола. Третья ревизия началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764. С учетом всех пропусков и «беглых душ» общая численность населения России к 1763 году составила 23200 тыс. чел. Однако ревизия недоучла значительную часть населения, и позже, уже в ходе следующей, 4, ревизии было обнаружено большое число недоучтенных 3 ревизией приписных душ. К началу 3 ревизии был окончательно установлен список категорий населения, подлежащих ревизскому учету, и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. С 3 ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии. Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства).
В 1781-1783 проходила 4 ревизия. В отличие от всех предыдущих она распространилась на всю территорию России, охватив и те окраинные районы, где до этого проводились лишь свои местные исчисления. Она указывала этническую принадлежность не только «некрещеных иноверцев», но и «новокрещеных», т.е. принявших православие в 30-50-х годах XVIII в. Не выделялись давно принявшие христианство этнические общности: белорусов, поляков (кроме живших в Риге), латышей, эстонцев, ижорцев, карел, финнов, коми, коми-пермяков и др.
23 июня 1794 г. был издан именной указ о проведении следующей, 5, ревизии, которая должна быть завершена к началу 1796. Формуляры документов остались такими же, как и во время Четвертой ревизии. По ее итогам в России уже насчитывалось 28300 тыс. человек.
Последующие ревизии – 6, 7, 8, 9 и 10 начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг..
В формуляр сказки 7 ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности; сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.
Ревизии не охватывали полностью все население, большинство из них не покрывало всей территории страны, и были растянуты во времени (хотя сроки их проведения постепенно уменьшались). На протяжении почти полутора столетий ревизии фактически являлись единственной достаточно широкой формой учета населения страны, лишь в некоторых районах помимо них проводились местные исчисления.
Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям — национальность; по 1 ревизии — физические недостатки («увечен», «слеп»). Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается.
Категории населения, перечисленные в ревизских сказках тех времен: мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Последняя категория включала в себя следующие группы: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д. В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные.
Однако даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, так как не включали в себя огромную группу, освобожденную от учета. От учета были освобождены:
1) дворяне,
2) гос. служащие,
3) домашние учителя,
4) нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки),
5) почетные граждане,
6) лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам,
7) все лица получившие ученые, медицинские, академические степени,
8) мастера казенных заводов и т.д.
Не все ревизские сказки сохранились. Не все сохранившиеся описаны (то есть попали в описи), то есть, даже если они и есть, вам скажут, что их нет. Сохранившиеся не всегда даются исследователям – для этого они должны быть прошиты, пронумерованы и в хорошем состоянии.А вообще-то они хранятся в федеральных архивах — фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА); Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА) — и в региональных архивах — фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды.