Впервые к изучению фамилий в России обратился Е.П. Карнович, который во второй половине XIX в. составил «Словарь древнерусских имен и фамилий» (СПб., 1903). Но лишь в 1980-е годы географическая среда бытования славянских фамилий впервые была проанализирована в посмертном капитальном труде В.А. Никонова «География фамилий» (М., 1988). Он на основе изучения фондов 52 архивохранилищ собрал фамилии более 3 млн. человек русского сельского населения, а также по дополнительным источникам — еще более 1 млн. человек.
Некоторые аспекты данной темы были затронуты в работе Е.Н. Поляковой «Из истории русских имен и фамилий» (М., 1975), а также в ряде популярных статей (Каменская Е. Память в каждом из нас // Студенческий меридиан. 1988. № 7. С. 65-66). Всего полстраницы отведено изучению взаимосвязи географических названий с фамилиями в труде А.В. Сусловой и А.В. Суперанской «О русских именах» (Л., 1991). В другой совместной работе этих авторов «Современные русские фамилии» (М., 1981) данная проблема рассмотрена более подробно. Интересные методологические аспекты соотношения этнической принадлежности имени и фамилии с этнической принадлежностью их носителя поставил И.С. Филиппов в главе «Ономастика» учебного пособия «Введение в специальные исторические дисциплины» (М., 1990). Правда, глава построена исключительно с использованием сведений из всеобщей истории и не содержит российских примеров. Напротив, ряд разделов книги «Русская ономастика и ономастика России» (М., 1994) из серии «Русская энциклопедия» содержат материал по славянским антропонимам.
География русских фамилий позволяет проследить передвижение населения, «переселенческие пути», ареал расселения. Очевидно происхождение таких фамилий как Рязанцев, Ярославцев, Тамбовцев. Фамилии с окончанием на -ых, -их (Черных, Косых, Седых и т.п.) как правило, отсутствуют в Подмосковье и распространены в Сибири, на Урале, в междуречье рек Северная Двина и Сухона, в «треугольнике» Воронеж — Курск — Орел. Наоборот, фамилии с суффиксом на -итин в основном бытовали около Москвы (Боровитинов, Болховитинов) и чуть дальше (Тверитинов).
В.А. Никонов обратил внимание на жесткую географическую привязку происхождения русских фамилий (теперь перемешанных). Он первым разделил Европейскую часть России по наиболее распространенным фамилиям (фамилиям-«чемпионам» по выражению В.А. Никонова), выделив: 1) Ивановию, которую он ассоциировал с бывшими Новгородской и Псковской землями; 2) Смирновию, находившуюся в Верхнем Поволжье, на территории Владимиро-Суздальского княжества; 3) Поповию, Русский Север; 4) Кузнецовию, территорию более позднего (XVI-XVII вв.) русского заселения к югу и востоку от Ивановии и Смирновии.
В.А. Никонов также справедливо отметил некоторую перемешанность Поповии и Кузнецовии. Им была составлена карта с четырьмя очерченными массивами — на основании доминирующих фамилий.
Применяя компьютерные методы, можно, образно говоря, «раскрасить карту» большим количеством цветов, что использовал В.А. Никонов. При этом были использованы менее «чистые», но более доступные источники.
В качестве основного источника были взяты не разрозненные документы сельских загсов и списки избирателей, а составлявшиеся единовременно городские телефонные справочники, которые применялись Никоновым лить как вспомогательный материал. Исходной для расчетов была таблица, содержащая встречаемость ста трех самых «популярных» фамилий в 516 городах на территории СССР. Выходная таблица парных корреляций фамилий 103×103 обрабатывалась вручную. Выделялись группы фамилий по такому пороговому значению коэффициента корреляции, чтобы группы не пересекались (он оказался равен 0,40). В результате были выделены следующие группы фамилий (фамилии, привязанные к местности В.А. Никоновым, помечены*):
1) Васильев*, Федоров*, Иванов*, Петров*, Николаев, Алексеев, Александров, Яковлев, Михайлов, Семенов, Андреев, Григорьев -привязанные к псковско-новгородским землям;
2) Смирнов*, Румянцев, Тихомиров, Соколов*, Лебедев, Цветков, Виноградов, Белов, Соловьев, Беляев, Кудрявцев, Крылов, Орлов — на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества.
Три группы фамилий без определенной географической привязки:
3) Попов*, Мартынов, Медведев, Мельников, Чернов, Щербаков;
4) Воробьев, Гусев, Зайцев, Сорокин;
5) Прохоров, Фролов, Родионов, Савельев;
и 64 фамилии, не поддающиеся ни классификации, ни локализации.
Анализ географии русских фамилий помогает глубже изучить демографические процессы, историю этноса, семьи, различные социокультурные и даже социально-экономические проблемы.