Фамилии есть практически у всех народов, в любом конце земного шара.

Но процесс их окончательного оформления еще не везде завершен, например, в Исландии до сих пор нет официальных фамилий, а там проживает 237 тысяч человек.

Также не найдете Вы фамилий и у миллионов индейцев. Их имена состоят из трех частей. Первая составляющая имени определяется гороскопом — расположением звезд на день рождения, второе имя выбирают родители, а третье – это название касты, которое зачастую отбрасывают. Вместо него некоторые современные индейцы употребляют уже привычную нам фамилию, но таких пока меньшинство.

Отсутствием же фамилий могут похвастаться и многие другие народы. Однако взглянем на фамилии более масштабно. Например, если обратиться к личным именам, то они ничего сами по себе не означают, а только лишь выполняют указательную функцию, выделяя каждого человека («вот этот», «вот эта»).

То же касается и топонимов. Мы уже не знаем, что ранее означали слова Москва или Волга, но в нашей истории, культуре эти названия приобрели свой семантический смысл, свою символику и поэтику. Фамилия тоже может пережить своих носителей и жить уже своей самостоятельной жизнью, как топонимы и личные имена.

Единственной угрозой фамилиям могут быть только их двойники – псевдонимы, более удачливые и более каверзные. Псевдонимы появились также давно как и фамилии. Как правило, такие псевдо имена символизировали переход в другую социальную среду, причисление к кругу писателей или артистов.

Писательские или актерские псевдонимы не отличались изысканностью, часто они были слишком претенциозны и выглядели, будто сделанными по одному образцу. Очень тонко это подметил А. Н. Островский, дав свои актерствующим героям фамилии Счастливцев и Несчастливцев в пьесе «Лес».

Однако имя – это первое, что мы слышим о незнакомом нам человеке, в дальнейшем о нем больше говорят его поступки, личные качества и талант, которые способны отодвинуть не удачно выбранный псевдоним на второй план.

Поэтому возможна и обратная ситуация: когда общество само дает имя выдающемуся человеку за его заслуги. Так произошло с Индирой Ганди, возглавившим движение за освобождение. Народ дал ему имя Махатма, которое можно перевести как «великая душа».

Каковы перспективы дальнейшего развития антропонимической системы, сейчас гадать не имеет смысла. Наверное, с достаточной уверенностью можно предрекать лишь то, что торжество фамилий в мировом масштабе неоспоримо.

От Kiory

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изображения должны быть включены!