Самые популярные

Магазин Фамильных доменов


Российская геральдика

Современный российский государственный герб складывался столетиями. Двуглавый орёл и св. Георгий, поражающий дракона, много веков во всём мире ассоциируются с Россией. Прежде чем перейти к их истории, авторы сочли полезным сделать небольшой экскурс в прошлое, чтобы некоторые моменты, о которых пойдёт речь далее, стали более понятными.

О российской геральдике всё время приходится говорить как о заимствованной традиции. Это относится и к геральдике вообще, и к отдельным гербам — в том числе к государственному — в частности. Не было у нас ни рыцарства, ни рыцарских турниров, ни крестовых походов, следовательно, и гербы возникнуть не могли, так как в них не было надобности. Но гербы — продукт развития более давних традиций. Родовые знаки, тотемы, которые можно считать предшественниками гербов, были у всех народов мира: без подобной системы символов человеческое общество не могло обойтись. А какими символами пользовались наши предки — древние славяне? Как они жили? Какую религию исповедовали? Как воспринимали они окружающий мир? Какова была их письменность? О чём думали их мудрецы? Увы! Обо всём этом ничего не известно, или известно очень мало. У человека неискушённого может сложиться впечатление, что наша история началась во времена монгольского нашествия или после него. Действительно, российская государственность, а вместе с нею и государственные атрибуты, начали складываться только в первой половине XV века.

История России такова, что многие этапы развития, пройденные народами Европы в незапамятные времена, российский народ или проходил с огромным опозданием, или только начинает проходить то, что западные его соседи оставили далеко в прошлом. Надо думать, это произошло оттого, что важнейшие события, формировавшие европейскую цивилизацию, проходили мимо нас. Ещё в неолите, то есть в VI-V вв. д.н.э., стало расти различие между уровнями развития племён, населявших Европу. Юг переходил на более прогрессивную систему хозяйствования, а северные племена, всё ещё промышлявшие охотой и рыболовством, безнадёжно отстали. Тогда, когда южные европейские народы переживали расцвет и создавали великие культуры, славянские племена, сложившиеся в дальнейшем в русский народ, обитали в дремучих лесах на окраинах Европы. На древних греческих и римских картах мира эти области показаны белыми пятнами. Античным учёным они представлялись царством вечных снегов и лежали вне интересов эллинистической цивилизации. Как знать, возможно, если бы Александр Македонский направил свою армию не в Индию, а на север, вся наша история сложилась бы иначе, более благополучно. Но в то время как азиатов завоевывали греки, а североевропейцев — римляне, приобщая варваров, пусть и насильно, к своей прогрессивной культуре, нас завоевали дикие кочевники. Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 до 1480 года, чёрным пятном легло на судьбу русского народа, безмерно усугубив и в то время имевшееся отставание его от европейских соседей, которое с тех пор уже не удавалось преодолеть. Постоянное запаздывание, отставание от передовых стран мира, составляет трагическую особенность большей части нашей истории. В результате, зачастую не имея возможности использовать собственное достояние, чтобы занять достойное место в Европе, Россия вынуждена была заимствовать и затем развивать достижения других наций — так произошло с религией, письменностью, наукой и культурой. Это всегда ставило её в психологическую зависимость от более развитых соседей, что неизбежно рождало комплекс неполноценности и, как следствие, недоверие, ненависть и вместе с тем зависть к Западу, стремление к обособленности и круговой обороне от внешнего мира. В начале нового тысячелетия мы начинаем осознавать, что очень мало знаем о своём прошлом. Ещё одна наша несчастная особенность состоит в том, что мы сами не сохранили почти никаких свидетельств о своей древности, а другим народам, чьи учёные начали составлять хроники человечества чуть ли не в самом начале истории, ничего не было о нас известно, поэтому и у них мы не можем почерпнуть сведения о своём происхождении. Наши же собственные источники не заслуживают полного доверия, так как, во-первых, появлялись во времена, когда нельзя было писать всю правду, а во-вторых, нередко создавались в угоду политической ситуации. Ужасно то, что, как есть основания предполагать, свидетельства нашей древней истории, уцелевшие в пламени стихийных бедствий и вражеских нашествий, намеренно уничтожались церковью, всеми силами пытавшейся истребить память о дохристианских временах, и властью, преследовавшей те же цели, но по несколько другим причинам.

Ко второй половине первого тысячелетия нашей эры развитие новых форм хозяйствования — пашенного земледелия, скотоводства и ремёсел — приводит у восточных славян к постепенному превращению общинного строя в феодализм. Племенные вожди переходят от грабительских набегов друг на друга с целью захвата добычи и пленников к войнам за захват угодий. Родоплеменная дружинная знать начинает прибирать к рукам земли, ранее находившиеся в общинном владении. Междоусобные войны приводят к разорению крестьян, вынужденных вследствие этого обращаться за помощью к князьям, расплачиваясь с ними своей землёй. Так общинное, по сути демократическое, устройство жизни славян навсегда сменяется деспотией. Складывается классовое общество. Аппетиты князей растут, но освящённые временем и древними верованиями традиции общинной демократии накладывают ограничения на княжескую власть. Знать нуждается в другой идеологии, которая развязала бы ей руки. И такая идеология появляется. В середине IX века среди возникшего господствующего класса начинает распространяться византийское христианство — религия, предоставляющая любым правителям сказочные возможности для насаждения и усиления своей власти. Христианство популярно в окружении князя Игоря, а его жена Ольга принимает христианство около 995 года. Происходит то, что уже случилось в других странах: в 988-989 годах князь Владимир Святославич проводит насильственное крещение славян. Главная цель достигнута — новая религия полностью освобождает вождей от всякого контроля со стороны общества и отдаёт им в руки абсолютную, ничем не ограниченную власть над народом. С этого момента власти и церковь начинают методично истреблять не только остатки древней свободы, но и саму память о ней.

С развитием феодализма происходит собирание славянских земель под властью Киева. Киевская Русь превращается в крупнейшее государство Восточной Европы, отличавшееся развитыми международными связями и высоким уровнем культуры. Но вскоре внутренние конфликты, порождённые утверждением нового строя, подорвали единство страны. После смерти киевского Великого князя Мстислава Владимировича, последовавшей в 1132 году, Киевская Русь распалась на отдельные княжества и феодальные республики, важнейшая из которых образовалась в крупном торговом, ремесленном и культурном центре — Новгороде. Это богатое самостоятельное государство с парламентом, ограничивающим власть князя, имевшее тесные торговые отношения с Европой (входя в Ганзейский союз торговых городов), могло бы стать основой для принятия всей Россией западноевропейской модели экономики и политического устройства, но, к сожалению, не стало. В 1478 году московская рать осадила город. С республикой было покончено, а дух свободы был навсегда искоренён самым жестоким образом.

Утрата единства и междоусобная рознь сделали Русь добычей монголо-татар. Доходило до того, что некоторые князья, преследуя свои корыстные интересы, обращались к ним за помощью в борьбе друг против друга. Раздробленность сделалась в народном сознании главной причиной постигшей Русь катастрофы, и с тех пор ничто так не пугает русского человека, как призрак распада страны. Во второй половине XIV в. Московское княжество возглавило борьбу против ига, и постепенно стало центром объединения русских земель. В 1380 г. объединённые русские войска под руководством Великого князя владимирского и московского Дмитрия Донского нанесли поражение монголо-татарам в Куликовской битве. Через сто лет, в 1480 г. Великий князь Московский Иван III Васильевич (1440-1505) отказался платить дань Орде. После этого войско хана Большой Орды Ахмата двинулось на Русь и вышло к верховьям Оки, а затем к ее притоку Угре. На другом берегу Угры против Ахмата выставил свои полки Иван III. «Стояние на Угре» длилось всю осень 1480 г. С наступлением зимы плохо одетые татарские воины начали беспокоиться. Ахмат без боя отступил на Волгу, а Иван III вернулся в Москву. Победа Московского князя, одержанная без кровопролития, навсегда положила конец монгольскому владычеству на Руси. Решающим условием этого было усиление Московского государства, продолжавшееся в правление Ивана III. Большое значение имело уничтожение им удельных княжеств и объединение под властью Москвы большей части земель Северо-восточной Руси. Постепенно Москве подчинились Ярославль, Ростов, Рязань, Тверь, а также, как уже говорилось, Новгород. После того как в Москву был увезен новгородский вечевой колокол, Иван III постарался разрушить самые основы этой республики, начав расправу с новгородской знатью, выселив из города немецких торговцев и, самое главное, тысячи новгородских семей.

Российский государственный орёл

orel

Изменение политической ситуации вызвало и перемены во внешнем оформлении государственной власти. Никаких общепризнанных официальных символов на Руси не было, но высокопоставленные лица — прежде всего князья, а также церковные иерархи, княжеские уполномоченные и чиновники — в течение почти пяти столетий использовали для удостоверения документов вислые металлические печати — буллы, образцом для которых служили византийские печати. На княжеских буллах чаще всего изображались святые покровители князей. В XIV в. тип княжеской буллы меняется — на оборотной стороне печати помещаются титул и имя князя. На печатях Великих московских князей изображения святых обязательно сопровождались надписью «Печать великого князя (имя)» или «Печать князя великого (имя) всея Руси». Со временем металлические буллы уступают место вислым восковым и прикладным печатям, несущим уже (кроме церковных) светские символы и круговую легенду — расположенную вокруг изображения надпись с именем и должностью владельца. С конца XV в. устанавливается западноевропейский стиль оформления печатей. Великие и удельные князья начинают использовать разнообразные печати, вырезанные из камня, так называемые геммы, — часто это перстни-печатки. В основном геммы (и изображения на них) были античного или западноевропейского происхождения, или исполненные по их образцу местными умельцами. Отец Ивана III Василий II для скрепления грамот использовал печать с аллегорическим изображением — квадрига Солнца, управляемая Аполлоном, держащим в одной руке пучок стрел, а в другой шар, возможно, солнце (сохранившееся изображение не даёт чёткого представления о деталях). Этой печатью скреплено большинство жалованных и договорных грамот Великого князя, но она не прижилась. Иван III на протяжении четверти века использовал уже другую печать, которую применял в последние годы его отец — это была восьмигранная гемма с изображением льва, терзающего змею. Сюжет был весьма актуальным, если считать змею олицетворением татаро-монголов. Лев с XII в. встречается в русской княжеской эмблематике, а сцена терзания змеи используется и другими князьями, например, на монетах суздальско-нижегородского княжества змею терзает грифон, на монетах верейского князя Михаила Андреевича — орёл. В европейской иконографии, прежде всего монетной, змей или дракон трактуется, особенно с распространением культа св. Георгия, как враг. Но и эта эмблема не прижилась, так как Иван III избрал для государственных печатей другие символы, более отвечающие требованиям новой политической ситуации. В конце XV в. появляется двусторонняя государственная печать, на одной стороне которой — всадник, поражающий копьём дракона, а на другой двуглавый орёл. Точная дата появления печати неизвестна, но до наших дней сохранилась скреплённая ею грамота Ивана III о жаловании его племянникам волостей, выданная в 1497 г. Ранее, в 1479 г., Иван III выдал Соловецкому монастырю грамоту, скреплённую серебряной позолоченной буллой, имевшей изображение всадника, поражающего дракона. С этого момента символы, введённые Иваном III, становятся постоянными государственными эмблемами. Каковы же были причины их появления?

Относительно всадника можно сделать следующие предположения. Всадник-змееборец это одновременно и Георгий Победоносец, любимый святой европейской военной аристократии, и символическое изображение князя, встречающееся на русских княжеских печатях ещё с XIII в. (кроме того, изображение всадника типично для княжеских и королевских печатей Западной и Восточной Европы в XIII-XV вв.), и знак преемственности московских князей — через владимирских — от киевских, чьим покровителем считался св. Георгий. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий построил в его честь много церквей и основал город его имени — Юрьев-Польской (Юрий — форма имени Георгий). В конце XIV и в течение всего XV в. новая государственная идеология утверждает исключительную роль Москвы и московских князей в деле объединения Руси. С помощью этого символа Иван III заявлял о древнем происхождении своей власти и преемственности от князей-воинов Киева и Владимира. От его любимой печати со львом, грызущим змею, был всего лишь один шаг до всадника-змееборца, символа более значительного и политически выгодного, и такой шаг был сделан.

Относительно же двуглавого орла полной ясности нет. Существует две версии его превращения в символ российской государственности — заимствование с Востока, из Византии, и с Запада, из Европы. Первая версия главенствовала вплоть до наших дней, так как вполне соответствовала имперской идеологии. Вторая появилась вследствие освобождения научной исторической мысли от идеологических штампов.

Двуглавый орёл имеет древнюю историю. Это символ явно восточного происхождения. Древнейшее его изображение находится на развалинах близ туркменской деревни Уэйюк — в области древней Каппадокии, на границе Ассирии. Развалины относятся к эпохе мидийского царя Киаксара (635-596 гг. д. н.э.). Одноглавый орёл уже тогда служил у персов символом верховной власти, что позволяет сделать предположение, что двуглавый орёл символизировал соединение Мидийского царства с Ассирийским, произошедшее в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи — Восточная и Западная, использовавшие в качестве эмблем одноглавых орлов. Древнейшее изображение двуглавого орла в Европе найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре в Афоне (рис. 1), основанном императрицей Пульхерией между 451 и 453 годом. Восточно-Римская империя до своего падения имела эмблему в виде чёрного двуглавого орла с красными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например, на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами.

БОЛЬШОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ

big_gerb

В золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но большего размера, корона, из-под которой выходят развевающиеся концы ленты Андреевского ордена. Государственный орел держит в лапах скипетр и державу. На груди орла помещен московский герб: в красном с золотыми краями щите св. Георгий в серебряном вооружении и голубой мантии, на серебряном, покрытом багряной с золотой бахромой попоной, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона копьем, также золотым, с восьмиконечным крестом на вершине древка. Щит увенчан шлемом князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. Андрея Первозванного. Щитоносцы — архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Сень золотая, коронованная императорской короной, вышитая российскими орлами и подбитая горностаем. На сени красная надпись «С НАМИ БОГЪ». Над сенью возникающая государственная хоругвь, с древком, увенчанным восьмиконечным крестом. На золотом полотне хоругви изображен средний государственный герб, но без девяти окружающих его щитов. Главный щит окружен снизу девятью щитами с гербами владений, увенчанными соответствующими коронами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРЁЛ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

russian_eagle11 russian_eagle2
Государственный орёл с мальтийской короной и мальтийским крестом, включёнными в состав герба указом Павла I от 10 августа 1799 г. Государственный орёл второго типа (с поднятыми крыльями и титульными гербами на них) первая половина XIX в.
russian_eagle3 russian_eagle4
Интерпретация Государственного орла на плакате «Военный 5,5% заёмъ». Петроград, 1916 Лишённый атрибутов двуглавый орёл, разработанный для печати Временного правительства художником-геральдистом И.Я.Билибиным в 1917 г.

Рубрики: Геральдика | Комментариев нет »

Оставьте свой отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.